[com]
Герб Твери.
Композиция тверского герба является редкой в европейской геральдике. Мало того, что изображение трона (престола) почти неизвестно средневековым европейским гербам, так и совмещение двух регальных символов (трона и короны) в одном щите - явление уникальное в геральдическом искусстве Европы.
В описаниях тверского герба XVIII в. за открытой пятилучевой короной закрепось определение - «корона княжеская», хотя оно не соответствовало рисунку реальной княжеской короны (шапки). Поэтому, исходя из некоторых описаний тверского герба, в которых упоминалась «княжеская корона», художники рисовали настоящую княжескую корону с опушкой горностаевого меха. Во избежание ранговой путаницы с конца XVIII в. описание герба на долгое время стало нейтральным: «в красном поле на зеленой подушке золотая корона».
Корона тверского герба всегда лежит на «стуле», «столе», «троне», «месте», «престоле». В старинных описаниях герба встречается и слово «степень». Эти именования означают один предмет. Поэтому важно знать его символическое значение и определить изобразительный эквивалент. Словом «стол» в памятниках письменности называли предмет, выполнявший функции не столько стола в современном смысле этого слова, сколько трона и стула. «Столом» было епископское седалище в кафедральном соборе и парадный княжеский трон в резиденции князя. Слово «стол» символически обозначало и место княжения, прямо связывая его с конкретным символом власти – троном. Территория подвластная определенному княжескому роду нередко именовалась так: Тверской стол, Московский стол, Владимирский стол - как символ обладания властью. Н.М. Карамзина полагал, что слово «царь» сделалось известным на Руси благодаря славянскому переводу Библии и имеет древневосточное происхождение, обозначая на персидском языке слово «трон» или «верховную власть».
Изображение трона без спинки с подушкой, что можно считать воспроизведением реальных подробностей обстановки великого князя. Такой трон известен по памятникам византийского искусства X-XI вв. Обращает внимание изображение длинной подушки с кистями, прогнувшейся под тяжестью тела. Такая деталь хорошо известна по изображениям Христа на троне в Византии и рисункам византийских императоров. Форма княжеского стола на Руси, вероятно, в общих чертах соответствовала европейским и византийским образцам.
Какова же идея тверского герба, которую неоднократно пытались разгадать многие историки? Наиболее раннее изображение венца на троне относится к V–VI вв. в мозаике баптистерия в Равенне (Италия). Вокруг Христа Спасителя помещено 16 медальонов, из которых 4 содержат изображение престола с раскрытым Евангелием, 4 - с лежащей на престоле подушкой и крестом, 8 медальонов - изображение трона (без спинки) на котором лежит корона (византийская стемма). Традиция совмещения трона и короны в одном сюжете не так проста. На разных памятниках V-ХIV вв. христианского мира Европы и Азии на престоле вместе с короной (либо вместо нее) могут находиться Евангелие, Голубь, Крест, Агнец. Эти знаки символизируют Христа не только как Царя, Священника, но и как Жертву. Недаром изображение короны в раннехристианском искусстве нередко воспринималась как символ мученичества. Греческая надпись под аналогичным изображением в древней рукописи переводится как «престол уготованный».
Цветовая гамма тверского герба близка рисунку миниатюры знаменитой «Хроники Георгия Амартола». Хроника была составлена в Твери в начале XIV в. На миниатюре вокруг, сидящего на золотом троне с зеленой подушкой, Христа в молитвенных позах стоят великий князь Михаил Ярославич и его мать Ксения. Выбор цвета поля щита тверского герба - красного, может быть связан с «Житием св. Михаила». В житии есть один, несколько загадочный мотив, - явление огненного столпа над телом святого означающий огонь, сходящий на жертву, угодную Богу. Закрепление в русской традиции явления чудесного столпа за княжеской агиографией объясняется восприятием князя как опоры, хранителя государства и храмостроителя. Чрезвычайно важна связь князя и огненного столпа через сходство красного, багряного (царственного) цвета и его символики. В древнерусской иконописи цвет играл важную роль и имел духовное значение, в чем сказывалась богословская основа иконописи. Так, красный цвет напоминал о крови мучеников. Отождествление красного цвета с кровью сделало возможным понимание его как символа мученичества, жизни и очищения. Уподобление князя-мученика, пролившего свою кровь за народ, Христу, делает возможным проводить параллели с Его искупительной жертвой.
Интересно, что важным нравственным поступком св. Михаила Тверского автор его «Жития» считает отказ Михаила от великого княжения Владимирского ради мира, хотя князь имеет на княжение все права. Этот шаг рассматривается как подлинно духовный подвиг, занимающий свое место среди деяний других русских святых. Поэтому в тексте происходит некоторое переосмысление понятия «великий князь». Великим в Царствии Небесном наречется тот, кто положит душу свою за соотечественников, оставив видимые знаки власти, а не тот, кто находится у ее руля. Таким образом, идея оставления власти ради спасения людей вполне может дать объяснение и изображению венца, лежащего на троне как «престоле уготованном», оставленном в этом мире вместе со знаками земной власти и, в то же время, ожидающего возвращения Господина как Царя Небесного. В начале XVIII в. тверская эмблема Титулярника, представлявшая собой «стул без спинки, сверху корона с крестом», была нарисована на европейский манер под влиянием подобного рисунка из книги «Символы и Емблемата», изданной в Амстердаме в 1705 г. 8 марта 1730 г. был утвержден Знаменный гербовник в котором тверской герб представлял собой уже «серебряный стул с зеленой подушкой и золотой короной, поле красное». Однако с середины XVIII в. стул тверского герба всегда оставался золотым.
Источник: статья Заместителя Председателя геральдической
Комиссии при Губернаторе Тверской области,
доцента кафедры историографии и источниковедения
Тверского госуниверситета, кандидата исторических наук
В.И. Лавренова
Флаг Тверской области
Описание:
Флаг Тверской области представляет собой прямоугольное полотнище; на центральной части полотна, составляющей 2/4 общей длины флага, помещается двустороннее изображение основного элемента герба Тверской области - трона (княжеского стола) с высокой спинкой и лежащей на зеленой подушке шапки Мономаха. Две вертикальные полосы желтого (золотого) цвета полотнища флага располагаются по обеим сторонам центральной части красного цвета и составляют соответственно по 1/4 общей длины флага. Габаритная ширина изображения основного элемента герба на флага Тверской области должна составлять 1/4 части длины полотнища флага. Отношение ширины флага к его длине. 2:3.
[/com]