А.И. Субботин, «Волга и волгари», путевые очерки (СПб, 1894):
«Многие культурные русские люди стыдятся признаться в незнании парижских бульваров или ривьеры Монте-Карло, а незнание Отечества считается чем-то естественным, проехать от Баку до Батуми обходится дороже переезда через Францию или Германию. По Волге -- наиболее дешевое путешествие, и начинать надо от Твери.
Николаевская железная дорога -- самая дорогая в России... тариф постоянно растет... Дорога только для богатых, третий класс занимает 80% в тесных, грязных и полутемных вагонах.
Тверь -- столичный город, как бы вырванный из Москвы, что родило поговорку «Тверь-городок, Москвы уголок».
Издали город не очень красив, но внутри чистый, хорошо распланированный, красивый... Хороши липовые аллеи... Миллионная заменяет для жителей Невский проспект и парижские бульвары... В конце улицы -- самое парадное место города, грандиозное здание мужской гимназии, рядом губернаторский дом, напротив -- красивое здание реального училища, кафедральный собор, дворец с садом, за ним -- поэтический пустырь с зеленой муравой, старинная церковь Николы на капустниках и слабые следы земляных валов. Казенные здания выкрашены охрой -- цвет традиционный... «желтый город». В устье Тьмаки -- интересные доки «Самолета», их пароходы лучше пароходов на Рейне, Дунае и Эльбе. Пароходы идут до Астрахани. За Волгу -- свайный мост... там беднейшая часть города... набережная Твери и ее своеобразные двухэтажные дома с воротами посередине, несколько напоминающие древние укрепленные дворы, зеленый ровный скат к реке. На правый берег другой мост из плотов, без перил, напротив -- Затверецкая слобода с шестью церквями.
Здесь оригинальные нравы, сохранились национальные костюмы. Тверь не такой сонный город, как Кострома или Ярославль, город губернский среднего калибра -- до 50000 жителей.
Самое интересное в городе -- музей, организованный заботами Жизневского (19 лет собирал коллекцию вместо игры в вист!), -- самый замечательный в России музей. Дворец -- двухэтажный, довольно обширный, желтого цвета, имеет форму покоя...
Самая большая мануфактура -- вдовы Морозовой и Ко, интересна со стороны социально-экономической. Сюда можно доехать от центра за 10 -- 15 минут. Чистота, простор, электричество, новые рабочие казармы, большая харчевая лавка от администрации фабрики облегчает бюджет рабочего: покупки необязательны, продаются дешевле рынка. Приют для детей, ясли, образцовая больница с родовым отделением. Школа с широкими большими окнами, с чугунными лестницами, светлые классы, библиотека, сквер. Предприятия Берга, мастерские при ж.-д. станции, неизбежный водочный завод, пивоваренные заводы».